Ранговая система CS:GO: секретное оружие Valve

На полях сражений Counter-Strike: Global Offensive сталкиваются миллионы игроков из совершенно разных стран. Национальность не мешает наслаждаться игрой даже в компании незнакомцев, а вот серьёзная разница в навыках и опыте может испортить матч обеим командам. Одной будет скучно играть из-за слабости врага, а вторая уйдёт с испорченным настроением, столкнувшись с непобедимыми противниками. Во избежание подобных казусов и столкновения действительно равных по силе противников, в CS:GO, как и в большинстве серьёзных киберспортивных дисциплин, действует незримая система персональных рейтингов. На её основе игра подбирает противников конкретному игроку. imbalance.ru расскажет о том, как она работает.

Общий уровень учётной записи CS:GO не имеет никакого отношения к соревновательному рейтингу. Участвуя в различных матчах, геймер набирает очки опыта, а вместе с ними растёт и уровень. Однако он ничего не говорит о мастерстве, ведь опыт начисляется за победы и поражения, но не за навыки. Впрочем, польза от «прокачки» всё же имеется. На втором уровне открывается доступ к соревновательным матчам, а на 21-м — возможность сделать аккаунт «премиальным», привязав к нему номер сотового телефона. Играть в таком случае вы будете с другими «праймами», поэтому столкновений с читерами (нечестными игроками) станет ещё меньше. К тому же, чем выше звание, тем больше шанс, что в конце матча выпадет «шкурка» для оружия, кейс с вещами или другая «косметика».

Жизни воинов шахматной доски

Но как же тогда игра определяет уровень ваших навыков и подбирает противников? Для этого в CS:GO существует система соревновательных рангов. К сожалению, как именно она работает – тайна за семью печатями. Разработчики из Valve вообще отличаются крайней неразговорчивостью, когда дело касается внутренней кухни их игр, так что остаётся лишь гадать – всё, о чём мы расскажем ниже, это итог наблюдения, сбора статистики и логические выводы, которые можно сделать со стороны.

Доподлинно известно, что в CS:GO используется некий аналог рейтинга Эло. Изначально эту систему разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло для расчёта относительной силы игроков в го или шахматах. В рамках этой системы игрокам приписывается определённая числовая величина, абстрактно определяющая их мастерство.

На основе этих рейтингов уже можно определить статистическую вероятность победы того или иного участника соревнования. По итогам матчей рейтинг спортсменов корректируется – у победителя увеличивается, а у проигравшего – уменьшается. Причём нет какой-то единой величины – игрок, одержавший верх над более сильным противником, получит гораздо больше баллов, чем после матча с равным или слабым. Обратное верно и при поражении – если вас разгромит превосходящий оппонент, то рейтинг опустится незначительно, а вот если фаворитом были вы, то придётся расстаться с приличным количеством баллов.

Потому что мы – банда

Причём же тут киберспорт? Дело в том, что практически во всех серьёзных соревновательных играх в том или ином виде используются аналоги именно этого рейтинга. Не вдаваясь в подробности, разработчики CS:GO это подтвердили, однако в свой шутер Valve интегрировала значительно более сложную и глубокую модель, разработанную на основе системы Glicko-2 – одного из «потомков» рейтинга Эло.

Это обусловлено тем, что в киберсоревнованиях чаще всего участвуют целые команды, в отличие от хрестоматийно «дуэльных» дисциплин вроде Hearthstone или StarCraft 2, где можно использовать шахматную модель практически в первозданном виде. Так что при подборе противников в CS:GO должен учитываться не только личный рейтинг каждого отдельно взятого игрока, но и суммарная «сила» всей команды. Очевидно, что количество возможных переменных при таком раскладе, мягко говоря, огромное. Ведь кто-то может лучше стрелять из AWP, кто-то лучше метать гранаты, а кто-то – вообще командовать и координировать действия коллег. Даже при очень сложных расчётах учесть все эти факторы практически невозможно, но определить хотя бы общую картину и расстановку сил – вполне.

Именно поэтому в CS:GO при расчёте вашего личного рейтинга, судя по всему, не учитываются очень многие факторы. Прозвучит странно, но системе совершенно всё равно, какое у вас среднее соотношение убийств и смертей, меткость, а также умение обращаться с тем или иным видом оружия. Как показывает практика, на рост или падение вашего рейтинга сильнее всего влияют победы и поражения в каждом отдельном раунде, а также «медальки» MVP («самый ценный игрок»). Так что если хотите увеличить свой рейтинг, то не гонитесь за «фрагами» – зачастую вы можете перестрелять всю вражескую команду, а звание MVP раунда получит игрок, заложивший победную бомбу или, наоборот, обезвредивший её. Подспудно эта система мотивирует выполнять задания и сражаться до последнего – даже если вы проигрываете, успех или неудача в каждом раунде всё равно влияют на ваш рейтинг.

От «серебра» до мирового господства

Приблизительно определить своё место в «пищевой цепочке» CS:GO можно разве что по видимому рангу – в игре таких 18, от минимального Silver I до богоподобного Global Elite. Причём изначально звания у вас вообще не будет – сперва необходимо одержать 10 побед в соревновательных матчах, пройдя так называемую калибровку. Не расстраивайтесь, если будет казаться, что противники тут всегда сильнее вас. Чтобы оперативно прикинуть уровень ваших навыков, во время калибровки игра частенько будет подкидывать вам врагов на несколько голов выше. Это сделано для того, чтобы в этот период ваш рейтинг очень быстро менялся. Одержите верх над сильными противниками – окажетесь после таких отборочных выше. Не все обязательно начинают с Silver I – после калибровки вы вполне можете попасть в Silver 3-4 или дальше.

Только после того, как вам присвоят первый ранг, начнётся серьёзная игра – отныне система будет пытаться подобрать вам наиболее близких по уровню противников. Обратите внимание, что если на поиски матча вы отправитесь с друзьями, которые рангом выше, то и враги попадутся соответствующие.

Семь кругов Эло

Наконец, среди игроков бродят страшные истории о так называемом «Эло-аде» – ситуации, при которой вы «застряли» в том или ином ранге и не можете подняться выше. Такое происходит из-за того, что со временем рост или падение вашего рейтинга замедляется – система всегда стремится сделать так, чтобы процент побед у вас был равен приблизительно 50, то есть чтобы вы всегда играли с равными противниками, когда шансы на успех у обеих команд примерно одинаковы. Чем больше матчей вы сыграете и чем больше побед одержите, тем медленнее начнёт расти ваш ранг – он «устаканивается», и с точки зрения системы вы займёте место, максимально отражающее уровень вашего мастерства.

Действительно, к тому моменту (после, скажем, 500 или 1000 сыгранных матчей) флуктуация рейтинга сойдёт практически на нет. Но есть в этом и положительный момент – вы не сможете быстро набирать баллы, но и терять их – тоже. Не забывайте, что система всё равно работает, пусть и медленно. Может быть, вы оказались не d рейтинговом аду, а именно на том уровне, который отражает ваши навыки?

Поэтому главное правило – постоянно развивайтесь. Не злитесь и не вините во всём коллег по команде – просто всегда старайтесь играть как можно лучше и даже в поражениях видеть полезный опыт. И тогда никакой Эло-ад вам не страшен.

Илья Игнатьев, imbalance.ru

Комментарии