На слежке экономить глупо. Варды в бою

Кто владеет информацией, тот владеет миром – утверждал основатель английской ветви Ротшильдов. На просторах Dota2 информация о местонахождении и передвижении врага является важным фактором для достижения победы. Контроль карты осуществляется вардингом и девардингом. Проще говоря, грамотной расстановкой своих вардов и своевременным уничтожением вардов врага. Статистика подсказывает, что чем выше рейтинг игр, тем активнее команды ведут борьбу за обзор на карте. В сражениях же профессиональных игроков это превращается в настоящую дорогостоящую войну, но цель оправдывает средства.

Виды вардов и их применение

Ward – в переводе с английского означает «страж». По легенде, это вид частично разумного растения, создать которое по силам даже начинающему волшебнику. Используется путем его установки на поверхность карты. Существует два вида вардов. Оба считаются расходниками и покупаются игроками поддержки. Расставлением вардов также занимаются саппорты, в силу меньшей зависимости от золота и опыта относительно союзников. Оба вида вардов складываются в один слот инвентаря. Переключение между разными видами вардов осуществляется двойным кликом по ячейке. При необходимости, можно передать вард союзнику.

Observer Ward – действует 6 минут с момента установки. Цена предмета составляет 65 единиц золота за штуку. Имеет радиус обзора в 1600 единиц, но не показывает нам скрытых невидимостью врагов. Так же как и герои, вард не может видеть сквозь деревья, препятствия и местность, находящуюся выше него. Варды предпочтительней ставить на самых высоких точках карты, чтобы получить максимальную видимость. У данного варда есть очень важная особенность: в отличии от героев, радиус его обзора не уменьшается с наступлением ночи. Количество Observer Ward ограничено, что непрозрачно намекает на его ценность. По причине дефицита, не рекомендуется расставлять варды как попало. Новые запасы вардов становятся доступными лишь каждые 6 минут.

Второй вид вардов – Sentry Ward. Продаются попарно и стоят 200 единиц золота за комплект. В отличии от своих «коллег», не имеют собственного обзора, но показывают скрытых невидимостью врагов в радиусе 850 единиц. Используются, помимо прочего, для обнаружения и уничтожения вражеских вардов. Действуют 4 минуты с момента установки и не имеют ограничения на покупку. Данный вид вардов игнорирует препятствия в виде деревьев и возвышенностей. Последняя особенность позволяет игрокам прятать Sentry Ward между деревьев, затрудняя вражеской команде его возможный поиск.

Девардите рационально. Например, есть подозрение о наличии вражеского варда возле логова Рошана, но нет точной информации о его расположении. Используя всего один Sentry Ward, можно «зацепить» его обзором сразу три популярные точки установки вардов на этой части карты.

Ещё одно применение вардов – блокировка лагеря нейтральных крипов. Для данной цели подойдут оба вида. Данный прием наиболее эффективен на начальном этапе игры. Правда, у маневра есть существенный минус. Провернув его, игрок тем самым раскрывает местоположение расходника, что несет в себе риски быстрого деварда. Враги наверняка заметят отсутствие лесных крипов и поспешат уничтожить причину. Но и про плюсы забывать не стоит. Профессиональные команды зачастую с первых секунд появления спешат в собственный лес, чтобы предотвратить попытки врага заблокировать спауны (лагерь появления нейтральных лесных крипов под управлением компьютера). В частности, блок спауна очень неприятен для таких героев как Chen и Enchantress.

Установив вард в границах лесного лагеря, игрок не только получает обзор вражеского леса, но и лишает вражеских саппортов возможности увести крипов с линии.

На карте существуют две точки, дающие достаточно много денег и опыта с убийства нейтралов. Хорошим решением будет заблокировать лагерь древних крипов против героев способных эффективно убить большую пачку юнитов на нем (например: Sven, Luna, Templar Assassin)

Спешить с первых минут сюда не имеет смысла, но своевременный блок спауна притормозит прокачку вражеского керри.

Основы вардинга

Расстановка вардов может показаться простым занятием, но это не так. Стоит отметить, что своевременные варды способны спасти не одну жизнь союзника и являются важным звеном в цепочке событий, приводящих к победе. Формулу хорошего вардинга можно сложить из четырех основных составляющих:

1) Важно оставаться инкогнито при установке варда. Грамотный соперник поспешит лишить обзора вашу команду, если заметит, куда был установлен вард. Уменьшить шанс на обнаружение помогает вардинг с использованием Smoke of Deceit. Наиболее же эффективно с данной задачей справляются Riki и Bounty Hunter, благодаря «врожденной» невидимости.

2) Минимум рисков. Установка варда не всегда представляет из себя безопасную прогулку по карте. Особенно, если есть необходимость поставить агрессивный вард на подконтрольной врагу территории. Наилучшее решение – подождать появление всех врагов на линиях или в зонах видимости. Герой поддержки далеко не всегда обладает достаточной живучестью и крайне слаб в одиночку.

3) Осмысленность при выборе места под вард. Как мы и упоминали выше, это очень важный расходник и ставить его «куда попало» не самое удачное решение. Задача вардов – давать максимум возможного обзора на важных участках карты. Порой, игроки нетерпеливы и не имея возможности в данный момент поставить нужный вард, ставят абы какой. Пользы от варда, дающего мало полезной информации, не намного больше чем от его отсутствия.

Нестандартные варды, отлично реализуют себя против героев любящих в случае опасности прятаться в лес с помощью блинка, например Tinker или Anti-Mage.

4) Актуальность. Всему своё время. Обзор под вражеской базой на первых минутах игры принесет ноль полезной информации союзникам. Своевременное же получение обзора в той области, где планируется активные действия обеих команд, может перевернуть игру. Например, во вражеской команде есть Ursa. Как известно, «мишка» способен очень рано забрать Aegis of the Immortal, чему вашей команде необходимо мешать любой ценой. В данном случае, ценность варда возле логова Рошана сложно переоценить.

Вард за вражеской вышкой может раскрыть планы врага по её защите и даст союзникам время на подготовку к драке.

На карте отмечены наиболее популярные и полезные места для вардов

Варды в начале игры

Хороший старт может задать темп всей последующей игре. Команда, которой удалось лучше проявить себя в начале, обычно навязывает дальнейшую игру и быстрее развивает преимущество. На данном этапе, варды призваны обезопасить линии, а именно – отслеживать передвижения героев и предупреждать о планирующихся нападениях врага. Со старта игры в распоряжении каждой из команд есть всего два Observer Ward. Один вард, как правило, ставится на руну. Вардить вторую руну не имеет большого смысла, лучше всего дать обзор на одну из линий. На какую именно – целиком и полностью зависит от конкретно взятого набора героев в обеих командах.

Вард в мид (если вы играете за Radiant). Контролирует руну, вражескую возвышенность и выход из леса. Позволяет союзному мидеру чувствовать себя уверенней. Особо актуален в игре против опасных врагов, вроде Pudge или Mirana.

Вард в мид (если вы играете за Dire).

Вард в сложную линию (при игре за Radiant). Крайне важен в игре против сильных связок героев на легкой линии, например Ursa + Shadow Shaman или Lion. Выход в спину хардлайнеру в таких случаях заканчивается неминуемой смертью, потому стоит обезопасить его, дав обзор на ближайший лес.

Вард в сложную линию (при игре за Dire).

Вард в легкую линию (в случае игры за Radiant). Ставится как можно ближе к вышке врага, чтобы полностью контролировать передвижения противника на этой линии. Данный вард помогает агрессивному саппорту предотвращать любые попытки врага подойти к крипам и позволяет керри свободно получать золото и опыт.

Вард в легкую линию (в случае игры за Dire).

Не стоит отчаиваться, если в начале игры какой-то линии не хватило важного варда. На второй минуте в лавке появится ещё один вард для нашего союзника. Далее варды будут появляться каждые 6 минут, как мы и упоминали выше.

Варды в середине и конце игры

К середине игры обычно у обеих команд уже нет пары, а то и больше внешних вышек. Площадь безопасных территорий неумолимо сужается, а герои начинают активно передвигаться вне основных линий. Вардинг на этом этапе становится колоссально важным и ещё более опасным занятием, а его эффективность напрямую зависит от способности саппорта анализировать внутриигровую необходимость. Команда, сумевшая организовать лучший обзор карты, имеет больше шансов на удачную вылазку. Или наоборот, организовать оборону и встретить идущих в атаку врагов в наиболее выгодной для себя позиции. Варды на рунах не теряют своей актуальности из-за близкого расположения ключевых точек карты – Рошана и лагеря древних. Расположение остальных вардов полностью зависит от того, обороняется ли команда или имеет преимущество, а может просто ищет повода для хорошей драки. Соответственно, варды делятся на атакующие и защитные. Все просто: атакующая команда стремится захватить больше обзора на территории врага, а защитники озадачены постановкой вардов на своей половине карты.

Самые популярные точки для вардов в середине игры. Отлично подходят как для атаки, так и для защиты.

Подводя итог, хочется отметить, что варды являются одним из ключевых факторов победы и экономить на них не стоит. Например, варды помогут вашей команде раз за разом находить одиноких героев противника и убивать их, приближая тем самым победу. Саппорт занимающийся вардингом, должен отлично понимать развитие игры и расставлять обзор в зависимости от её расклада. Информация о планах противника дает огромное преимущество. В идеале, все командные драки должны начинаться под пристальным наблюдением союзной команды. Профессиональные команды возвели науку вардинга в абсолют и наглядно показывают влияние данного аспекта игры на результат. Вспомним самый агрессивный коллектив последнего года – MVP Phoenix. Получая небольшое преимущество, команда стремится как можно раньше зажать своих соперников на базе, расставляя вокруг неё множество вардов, пресекая любые попытки вражеских героев в одиночку заработать золото и опыт в собственном лесу и на линии. Подобный крайне агрессивный вардинг, в сравнении с другими профессиональным коллективами, во многом формирует соответствующий характер команды.

Комментарии