Зачем смотреть турниры?

Те, для кого Overwatch —  это всерьез и надолго, давно поняли, что одних тренировок недостаточно. Чтобы карабкаться в рейтинге, вырывая победы даже у опытных и умелых игроков, нужно постоянно учиться, расширять знания и совершенствовать тактики. Многие читают гайды или смотрят обучающие видео по конкретным картам и персонажам, но далеко не все обращают внимание на такой источник знаний как турниры.

Профессиональные чемпионаты по Overwatch начались задолго до релиза, еще на этапе бета-тестирования. Именитые киберспортивные организации набирали талантливых игроков в свои составы, легендарные профи из Quake, Counter Strike и Team Fortress приходили попробовать силы в Overwatch и оставались с концами. Количество коллективов и организаций увеличивалось, турниры множились и становились крупнее, росли призовые фонды (фонд проходящего сейчас Overwatch Open достиг 300 тысяч долларов). Им еще далеко до призовых миллионов или уровня организации и внутриигрового инструментария той же Dota 2, но для проекта, которому еще нет и полугода, темпы роста многообещающие.

Но зачем смотреть чемпионаты, если интереснее просто играть в Overwatch самому? Команды незнакомы, непонятно за кого болеть, да и происходит все несколько однообразно.

Ответ прост — игры профессионалов раскрывают Overwatch с новой стороны, помогают заметить то, что раньше ускользало от вашего внимания, позволяют начать воспринимать собственную игру по-другому. Если вы действительно хотите совершенствоваться и поднимать рейтинг, но тренировки и обучающие материалы уже не дают заметного эффекта, то обратить внимание на чемпионаты — самый логичный шаг.

Первое, что бросится в глаза при просмотре любого турнирного матча — профессиональный Overwatch выглядит как действительно командная игра. Не подобие совместных действий в обычных рейтинговых матчах, а взаимодействие, которое требует сыгранности, хорошей коммуникации и четкого понимания своей роли.

Обыденный Overwatch оборачивается серией дуэлей за аптечку со случайными противниками. Или дракой стенка на стенку, где каждый сам за себя и воюет в отрыве от остальных. Я человек простой: встречаю Ангела — стреляю в голову. На турнире же мы видим команды, которые двигаются за щитом Райнхардта как военное построение, из которого никто не высовывается без четкого плана, потому что оказаться без прикрытия тут означает быструю смерть. Здесь не увидишь суперспособностей, включенных в панике просто для спасения своей шкуры – применения всех умений координируется. Заря никогда не создаст «черную дыру», если рядом нет никого, кто готов перебить всех затянутых в нее противников...

Но какой прок от того, что мы увидим примеры слаженной командной игры, если сами сражаемся преимущественно в одиночку и мало у кого из нас наберется пять друзей, которые готовы подойти к делу серьезно? Увидеть и четко представлять себе эталон очень важно. Когда понимаешь, насколько конкретно координация повышает вашу боеспособность, как быстро грамотная «экономика суперспособностей» приводит к доминированию над противником и так далее, начинаешь стремиться к верной тактике даже с незнакомыми союзниками. Подключаешь микрофон или пишешь в чат, даешь им знать о готовности своих умений, сам стараешься держаться поближе и играть с командой, а не солировать.

Но что конкретно турниры вбивают в голову, доказывая на бесчисленных примерах верность профессиональных тактик?

Не вбегать по одному

Если вы видите впереди пару серых черепов и ни одной синей или зеленой «галочки» – надо остановиться и подождать остальных. Только после того, как все воскреснут и соберутся вместе, решат, с какой стороны лучше атаковать, можно идти вперед.

Как бы ни рвалось сердце поскорее вернуться в бой и отомстить обидчикам, надо перебороть импульсы. Overwatch – не та игра, где можно в одиночку расправляться с несколькими противниками. Суперспособность позволит сделать множественное убийство, уничтожить нескольких врагов подряд если вам улыбнулась удача или они отвлечены чем-то еще, но полагаться на подобное везение нет смысла. В большинстве случаев двое убьют одного.

Когда вы вбегаете в бой без команды — враг автоматически фокусирует все внимание на вас, если же вы заходите вшестером, врагу нужно не просто нанести в шесть раз больше урона, ему нужно решить, кого атаковать первым. Немногие умеют мгновенно называть приоритетную цель и уничтожать ее вместе, тут же переключаясь на остальных. Зачастую обилие целей дезориентирует противника, поэтому бой становится куда легче. Опять же, союзники могут прикрывать вас щитом, лечить и обходить врагов с фланга.

Взяв себя в руки, осадите остальных. Благо теперь для всех героев доступны эмоции отдыха — сядьте неподалеку от точки возрождения, нажмите команду «собираемся здесь» и дождитесь общего сбора. Уясните план и только тогда нападайте как единое целое. Если вы будете называть в голосовой чат противников, которые сильно ранены,  то удастся грамотно сфокусировать огонь и быстрее получить численное преимущество.

Обороняться в выгодных позициях

Когда выпадает ваша очередь защищать груз и не давать ему продвинуться, в начале матча инстинкт подсказывает прибежать к машине и облепить ее как 6 голодных мух. Или еще хуже — встречать врага прямо у его дверей. Первый же профессиональный матч, который вы посмотрите, удивит вас прежде всего тем, где и как располагается оборона.

К примеру, на Дорадо защитники никогда не выходят дальше арки, ведущей к скверу с фонтаном. На Шоссе 66 все шестеро обычно стоят за щитом Райнхардта на крыше бензозаправки Эрла, никто не суется на повороте, не сидит на грузе, не прячется в вагонах. С остальными картами похожая история.

Причин две. Во-первых, оборону нужно строить в самых узких местах, где сложно обойти с тыла, и врагу придется штурмовать небольшие простреливаемые проходы. Зачастую куда выгоднее отдать врагу без боя часть пути, чем защищаться в невыгодной для себя точке. Потому что цель в итоге — не биться за каждый метр, а выиграть командный бой, отбросить соперника назад. А там и груз можно откатить потихоньку, и снова навязать сражение в удобной для себя точке.

Вторая причина — расстояние от точки воскрешения до груза. Атакующие всегда имеют преимущество: им ближе бежать. Зона воскрешения защитников же глубоко в тылу, и плестись от нее приходиться по полминуты. Поэтому драться у самых дверей или у груза не имеет никакого смысла. Убийство не удалит врага из матча, а лишь отстранит из боя на 10 секунд плюс время пути от зоны воскрешения. Если это время — 5 секунд, смысла в убийстве мало. Зато если в таком бою погибнете вы, пропадете из боя секунд на 30-40. Сдвигая место столкновения ближе к вашей зоне воскрешения, вы уравниваете эффективность убийств, ведь и вам, и противнику бежать примерно поровну.

Изучать составы

Необходимо знать «мету» — текущий баланс персонажей и их популярность, использование в актуальных тактиках. Именно турнирные матчи показывают, какие герои стали более эффективными с последним обновлением, а какие потеряли былую привлекательность (выпали из «меты»), какие схемы построения команды теперь в фаворе, какие стратегии нападения и защиты испробованы и доказали свою состоятельность.

В «Быстрой игре» мы чаще всего видим состав 4-1-1, то есть 4 штурмовика или защитника, 1 танк и 1 медик. Не потому, что так максимально эффективно, а потому что всем хочется тренировать «интересных и крутых» бойцов, а не скучных героев прикрытия и поддержки. В соревновательном режиме давно в фаворе состав 2-2-2, где танков, поддержки и урона поровну, но недавно коллектив Ninjas in Pijamas использовал на турнире более рискованную схему — 3-3, три танка и три героя поддержки (Ангел, Лусио, Ана), вообще лишенную персонажей, наносящих большой урон. Теперь эту схему пробуют использовать и обычные игроки, так как этот состав очень живуч и благодаря быстрому накоплению суперспособности Аны способен переть вперед как бульдозер.

Раскрывать персонажей

Посмотреть на то, как за твоего любимого персонажа играет профессиональный спортсмен, дорогого стоит. Это позволяет переосмыслить собственную логику движения и применения способностей, позиционирования и роли в команде. Например, многие удивляются, услышав, что Лусио берется практически в любой состав не ради ауры лечения, а из-за ускорения, позволяющего влетать в бой всем вместе и заставать противников врасплох, или же быстро отступать, не давая врагу добить раненых товарищей.

Веселиться

Естественно, смотреть турнирные матчи стоит прежде всего потому, что они интересные. Любимчики у вас быстро найдутся, и вы сможете болеть по-настоящему. Blizzard упростила задачу, устроив World Cup, на котором профессиональные игроки сражаются не в составе привычных интернациональных коллективов, а в рядах сборных своей страны. Российская шестерка вышла удивительно сильной и обыграла всех всухую на отборочных матчах. Готовьтесь болеть за наших в начале ноября, когда состоится финал кубка.

Безусловно, далеко не все, что мы видим на турнире, следует применять в собственных матчах. Далеко не все сработает, не на все хватит умения и командной координации. И все же, просмотр даже десятка профессиональных игр поможет вам по-новому взглянуть на Overwatch и даст идеи для экспериментов. 

Александр Трофимов, imbalance.ru

Комментарии