Буря эмоций в год стагнации: CS:GO прощается с 2016-м

CS:GO в 2016-м был богат на эмоции. Поклонники игры с замиранием сердца следили за тем как темные лошадки выигрывают крупные турниры, как рушится репутация признанных лидеров, как зреют конфликты в стане любимых команд. imbalance.ru вспоминает самые драматичные моменты уходящего года.

Датское нашествие

Многие годы шведы доминировали в профессиональном Counter-Strike. Сначала это были Ninjas in Pyjamas, затем их заменили Fnatic. Команды из страны IKEA и Карлсона выигрывали один Major-турнир за другим, а заграничные игроки просто не могли ничего с этим поделать. В этом году шведы основательно сдали и титульной нацией CS:GO неожиданно стали датчане. На грядущий The ELEAGUE Major 2017 приедет сразу дюжина стрелков из Дании — больше, чем из любой другой страны. Пятеро играют в Astralis, четверо в бывшем составе Team Dignitas, двое в FaZe Clan, один в Team Liquid. Солидное киберспортивное достижение для небольшой европейской страны.

Лихорадочные обмены GODSENT и Fnatic

Двукратные победители Major-турниров Fnatic слегка растеряли форму в первой половине года и решились на кардинальную смену состава. В августе команда обменялась тремя игроками с GODSENT: Робина «flusha» Ренквиста, Йеспера «JW» Векселя и Фредди «KRiMZ» Йоханссона на Симона «twist» Элиассона, Йонаса «Lekr0» Олофссона и Йона «wenton» Эрикссона. Рокировка шокировала соперников, аналитиков и болельщиков: могучая команда отдала обласканных славой ветеранов и получила трех новичков без крупных побед за душой (за исключением разве что Элиассона).

Обе команды рассчитывали, что обмен игроками усилит их, но на деле он сделал их слабее. В конце октября составы пошли на очередной раунд внутреннего решафла: KRiMZ вернули взамен Lekr0. Игру Fnatic это совсем испортило, а GODSENT быстро взяли себя в руки и в декабре без малейших проблем прошли квалификацию на ELEAGUE Major 2017. Кажется, пора возвращать Lekr0 в Fnatic.

Юридическая безграмотность бразильцев

В последние дни весны разыгралась нешуточная драма вокруг команды Габриэля «FalleN» Толедо, незадолго до этого взявшей золото на MLG Major Championship: Columbus. Как оказалось, за спиной своей организации Luminosity Gaming игроки несколько месяцев вели переговоры с генеральным директором немецкого клуба SK Gaming Алексом Мюллером. Тот соблазнял бразильцев оплачиваемыми поездками к родне в Бразилию раз в месяц и обещал, что они смогут тренироваться там, где выберут сами. Игроки подписали с немцами контракт, но вскоре передумали уходить из Luminosity Gaming — организация была готова пойти на многое, чтобы не потерять состав. К тому же, её контракт с бразильцами истекал лишь в конце 2017-го.

SK Gaming сдаваться не собиралась — все-таки игроки уже подписали с ней контракт. В борьбе её поддержала Всемирная ассоциация киберспорта WESA, связанная с немецкой организацией финансовыми интересами. Спустя месяц конфликт разрешился по обоюдному согласию сторон — контракт бразильцев с Luminosity Gaming расторгли и они перешли в SK Gaming. Некоторые СМИ утверждали, что независимым арбитром в споре выступила Valve, но официальных подтверждений этому не последовало.

s1mple и летающий Dragon Lore

Если отобрать самые эпичные моменты в профессиональном CS:GO за год, то в них окажется как минимум дюжина хайлайтов Александра «s1mple» Костылёва. За один из них ему даже посвятили граффити на de_cache — в полуфинале ESL One Cologne 2016 украинский снайпер расстрелял в воздухе из AWP одного игрока Fnatic, а потом послал пулю в голову другого. Все это он умудрился сделать даже не целясь.

s1mple стал автором и героем даже более эпичного момента. На третьей карте полуфинала ESL One: New York 2016 против Team Liquid Костылев, оставшись один на один с засевшим в засаде Ником "nitr0" Каннелла, бросил через стену AWP и, пока противник на мгновение отвлекся на приманку, расстрелял того из пистолета. Особый шик моменту добавил тот факт, что s1mple выбросил AWP со скином Dragon Lore, который стоит от 10 тыс. настоящих, а не игровых, долларов. Возможно, именно сумасшедшая стоимость винтовки помогла Костылеву выйти победителем в той дуэли — сложно сохранить концентрацию, когда над твоей головой пролетает AWP стоимостью в автомобиль.

Ограниченность тренеров

В конце лета Valve поменяла формат работы тренеров на Major-турнирах: теперь им нельзя было оставаться на связи с командами от начала и до конца матча. Общение свели к разминке, перерыву при смене сторон и одному тайм-ауту. Новые правила приняли в штыки и болельщики и команды: многие успешные организации собрали составы без капитана среди игроков, переложив эту обязанность на тренера. Без постоянного контакта с координатором такие составы не имели ни единого шанса против более сбалансированной команды.

Из-за чего Valve ни с того ни с сего изменила введенные ею же правила? Потому что не все команды могли позволить себе иметь тренера, тем более какого-нибудь звездного и многоопытного игрока эпохи Counter-Strike 1.6, вроде Дэнни «zonic» Соренсена. Из этого вытекала крайне вредная для киберспорта ситуация: богатые команды играли вшестером, а не обласканные победами и деньгами спонсоров — впятером.

Спустя несколько месяцев уже мало кто назовет решение Valve самодурством — тренерская реформа и впрямь пошла на пользу профессиональному CS:GO. К тому же, все звездные команды в конце концов адаптировались под новые правила.

«Нубы» против «нубов»

Киберспортсмены нередко критикуют работу комментаторов, но чаще всего это не попадает в сводки новостей. Одним из немногих исключений стал конфликт, разыгравшийся вокруг Northern Arena 2016 - Montreal. Комментаторы и аналитики турнира неоднократно отпускали колкости в адрес снайпера G2 Esports Эдуара «SmithZz» Дюбордо, а в финальной игре против OpTic Gaming его и вовсе обозвали «нубом».

Профессиональные игроки вступились за коллегу в социальных сетях. Габриэль «FalleN» Толедо назвал такое поведение неуважительным. Виктор «TaZ» Войтас подчеркнул, что только плохие комментаторы заостряют внимание на ошибках игроков — так они пытаются поддерживать интерес зрителей. Ховар «rain» Нюгор и вовсе заявил, что нубом игрока обозвали люди, которые и близко не понимают, как нужно играть в CS:GO.

Комментаторы и аналитики не согласились с киберспортсменами: «Если человек играет по-настоящему плохо, то почему мы должны об этом умалчивать?». Трудно оспорить их точку зрения — на второй карте финала Northern Arena 2016 Дюбордо пустил в молоку сразу дюжину выстрелов из снайперской винтовки.

Победить может каждый

В первой половине года казалось, что бразильская пятерка Luminosity Gaming станет новой Fnatic — командой, которая не проигрывает. Долго их доминация не продлилась — то ли бразильцы сдали после двух взятых Major-турниров, то ли соперники научились играть против них. Все ожидали, что вакантное место безоговорочного лидера займет другая команда, но такая все не появлялась. Благодаря этому на крупных турнирах осени-зимы 2016-го могла победить буквально любая команда! Кубок EPICENTER 2016 завоевали Team Dignitas, золото ESL One: New York 2016 выиграли Natus Vincere, на ELEAGUE Season 2 победили OpTic Gaming, первое место Esports Championship Series Season 2 взяли Astralis, на DreamHack Bucharest 2016 всех перестреляли Virtus.pro. Следить за этими турнирами было одно удовольствие.

Освободите swag

В январе 2015-го Valve навсегда отстранила от своих турниров за подставной матч пятерых игроков североамериканского состава Team iBUYPOWER. С тех пор двое перешли в Overwatch, один стал стримером, а другой, уговоривший соратников сдать игру, кажется, просто ушел из всех соцсетей. Пятый игрок печально известной команды, Брэкстон «swag» Пирс, до сих пор надеется вернуться в киберспортивный CS:GO.

В уходящем году Пирс не раз попадал в новости. В мае Valve настояли на том, чтобы игрока выселили из дома организации Cloud9, в которой он состоял стримером и помогал тренировать состав по CS:GO. В июне за swag вступился основатель и владелец сompLexity Gaming Джейсон Лейк, написавший открытое письмо президенту Valve Гейбу Ньюэллу. Лейк упирал на то, что Пирс был подростком, когда вместе с командой соглашался на подставной матч, а потому не мог здраво оценивать свои действия.

Позицию Лейка разделяют и профессиональные игроки, о чем они не раз заявляли на стримах и в социальных сетях. Многие полагают, что возвращение Swag в киберспорт серьезно усилит американские команды — невероятно талантливый игрок, побеждавший на крупных турнирах еще в 15 лет, до сих пор не растерял форму, и стабильно выдает первоклассную стрельбу и тактику на своих стримах.

Стагнация

CS:GO практически не изменился за этот год: переделали de_nuke и de_inferno, добавили ящики с граффити и перчатками, довели призовые Major-турниров до $1 млн, перезаписали звуки, откорректировали стрельбу. Для игры, ежемесячно собирающей по 10 млн человек, такое выглядит неоправданно скудным. Можно было бы объяснить все тем, что Valve просто перебросила силы на другие проекты, но этот вариант выглядит не слишком правдоподобным.

Скорее тут дело в том, что за разменявший 16 лет жизни Counter-Strike попросту не годится для экспериментов и революций. Если добавить в CS:GO классы, навыки и образы, игра рискует растерять миллионы преданных игроков, но не переманит и процента аудитории Overwatch. К тому же, даже небольшие нововведения вызывают яростное негодование игроков. В прошлом году Valve собиралась добавить новый револьвер и что-то вроде тазера, парализующего цель. Опрошенные киберспортсмены в пух и прах раскритиковали планы компании и от тазера пришлось отказаться. Револьвер R8 все-таки появился в CS:GO, и в первые месяцы его ненавидели не только профессионалы, но и простые игроки.

Концепция Counter-Strike чересчур монолитна и не годится для оживления современными наработками. Пожалуй, в этом кроется сила и одновременно слабость игры. Она никогда не станет конкурентом того же Overwatch, но, с другой стороны, свою аудиторию в ближайшие годы она точно не растеряет.

Валерий Краснослободский, imbalance.ru

Комментарии