Год, когда СНГ приподнялось с колен

2016-й год для LoL-сообщества выдался ярким и запоминающимся. Albus Nox Luna заставила весь мир считаться с СНГ, Riot Games почти довела Северную Америку до забастовки, а в Китае начался массовый исход корейских легионеров. imbalance.ru отобрал самые важные тренды, начинания и события уходящего года. 

Корея остается непобежденной

Весь год команды из Южной Кореи доминировали в League of Legends над остальными регионами. В финале IEM Season X состав SK Telecom T1 переиграл европейцев Fnatic со счетом 3:0, на Mid-Season Invitational 2016 всухую расправился с американцами Counter Logic Gaming, а на чемпионате мира в четверку лучших вошли сразу три команды из Кореи. Многие отмечают, что League of Legends стала такой же сугубо корейской дисциплиной как StarCraft.

Китай в отстающих

Несмотря на популярность League of Legends в Поднебесной и успехи в похожей Dota 2, местные команды до сих пор не могут найти себя. Проигрывают они не только составам из Южной Кореи, но даже соперникам из США и Европы. В полуфинале IEM Season X команда Royal Never Give Up получила от Fnatic , а в полуфинале Mid-Season Invitational 2016 она не совладала с SK Telecom T1. 

Последнее поражение было особо болезненным, так как в групповой стадии Royal Never Give Up сыграла вничью с бандой Faker, которая заняла первое место. Главное достижение китайских составов в плей-офф чемпионата мира — две отжатые карты у корейских ROX Tigers и SK Telecom T1. Игрокам из Поднебесной стоит больше тренироваться и меньше уповать на корейских легионеров: два сверхчеловека (по правилам Riot Games команды могут взять лишь двух игроков из других регионов) никогда не переиграют пятерых.

Нестабильность в Европе и США

Матчи европейского и американского LCS собирают до 500 тысяч зрителей на основной трансляции в Twitch. Однако местные команды, увы, крайне нестабильны на мировой сцене: из групповой стадии чемпионата мира смогли выйти лишь два состава из шести. Возможно, дело не в недостатке тренировок — Ильян «Doublelift» Пэн из Team SoloMid отмечал, что ему приходится оттачивать мастерство по 10-12 часов в день 10 месяцев в год, но даже такие тренировки не помогли его команде достойно выступить на ЧМ. 

Некоторые аналитики полагают, что сильнейшим коллективам Запада стоит провести не менее полугода в Южной Корее, чтобы набраться опыта в битвах против лучших из лучших. До тех пор же поражение европейцев H2k-Gaming от SK Telecom T1 в полуфинале чемпионата мира — потолок для западных коллективов.

СНГ поднимается с колен

Albus NoX Luna уже несколько лет не имеет равных в СНГ, а вот международные турниры до недавних пор оставались для состава недостижимыми — команда раз за разом терпела обидные поражения на квалификациях. Она остановилась в шаге от победы на Mid-Season Invitational 2015 и 2016, а также заняла последнее место в группе на International Wildcard 2015. 

Всё изменилось осенью, когда состав пробился через квалификацию International Wildcard 2016, в напряженной схватке победив грозных мексиканцев Lyon Gaming, а затем, вопреки всем прогнозам, добралась до четвертьфинала чемпионата мира. Там ANX переиграла в невероятно напряженном матче корейцев из ROX Tigers. Скоро зрители снова увидят Albus NoX Luna на международном турнире, так как сборная получила приглашение на польский IEM Season XI. Имеется ещё и крохотный шанс, что там же появится Vega Squadron — принципиальный соперник Albus NoX Luna. Правда, для встречи с ANX «акулам» придется обыграть самих Samsung Galaxy.

Континентальная лига

В январе 2016 года Riot Games запустила Континентальную лигу (LCL) — профессиональную лигу для команд из СНГ. Событие взбудоражило киберспорт на постсоветском пространстве и вернуло в League of Legends организации Team Empire, Natus Vincere, Virtus.pro и Gambit Gaming, чуть ранее распустивших свой состав в европейской LCS. 

Помимо новых команд болельщики получили серию зрелищных LAN-турниров. Особенно удался финал летнего сплита LCL, сыгранный в «Ледовом дворце ВТБ». В решающей схватке на глазах до отказа заполненного стадиона сошлись Vega Squadron и Albus NoX Luna. Последние победили со счетом 3:2 и получили приглашение на квалификацию International Wildcard 2016. 

Бан посреди чемпионата мира

Riot Games не раз отстраняла профессиональных игроков от турниров за «недостойное поведение», но в октябре произошел особый случай: игрок поддержки IMay в лице Юн «Road» Хан-Гиль получил бан на один матч прямо во время чемпионата мира, а потому пропустил критически важную игру с тайваньцами Flash Wolves. Киберспортсмена наказали за «токсичное поведение» и «расизм» во время игр на южнокорейских и американских серверах League of Legends. Например, играя в одной команде с игроком средней линии Echo Fox Хенриком «Froggen» Хансеном китаец неоднократно предлагал тому «сдохнуть».

Символично, что IMay всё-таки победили Flash Wolves. Ради этого команде пришлось пересадить собственного мидера на место Хан-Гиля, а освободившуюся роль отдать запасному игроку. Два следующих матча, снова с Road на чемпионе поддержки, IMay проиграли, лишившись шансов на выход из групповой стадии.

Провал года

В конце 2015-го в североамериканском регионе появилась амбициозная команда Ember, подписавшая игроков Cloud 9, Immortals, Winterfox и Cloud9 Tempest. Вскоре владелец организации Джонатан Пан раскрыл зарплаты своих подопечных: от $92 тыс. до $70 тыс. в год — очень серьезные цифры для молодой команды без звездных игроков. Этот жест всерьёз переполошил другие организации и неоправданно раздул потолок зарплат в LCS, что позже стало одной из причин конфликта команд с Riot Games.

Что же до Ember, то команда просуществовала лишь несколько месяцев: в марте 2016-го проиграла в полуфинале Challenger Series и распустила состав. Теперь Джонатан Пан работает в венчурном фонде BRaVe Ventures.

Команды LCS против Riot Games

В последние дни лета началась нешуточная война европейских и североамериканских команд с руководством Riot Games. Пожар разожгло интервью владельца Team SoloMid Энди «Reginald» Дина, в котором он заявил, что большинство составов LCS убыточные, а другие едва сводят концы с концами. Основной причиной этому Reginald назвал политику Riot Games, которая ограничивает организации в работе со спонсорами и не дает заработать серьезных денег на League of Legends.

На жалобу Энди Дина отреагировал президент Riot Games Марк «Tryndamere» Мэррилл, написавший на сайте Reddit довольно хамский ответ. Вскоре он извинился за «излишнюю эмоциональность» и отредактировал пост, но это не помогло — недовольные организации уже составляли длинный список требований к разработчику League of Legends. С тех пор компания пошла на некоторые уступки и пообещала многое изменить, но командам это кажется недостаточным. Комментатор и бывший владелец команды Renegades Кристофер «MonteCristo» Майклс считает, что если Riot Games не согласится с главными требованиями организаций, они могут объявить забастовку. Решатся ли команды LCS на такой отчаянный шаг игроки узнают лишь в следующем году

Возвращение на родину

Прославленные корейские игроки нередко переходят в китайские коллективы, но никогда не добиваются в них серьезных успехов. Судя по последним трансферам, им это надоело: чемпионы мира 2014 Чо «Mata» Се Ёнг и Хео «PawN» Уон Сиок перешли из Edward Gaming и Royal Never Give Up в корейскую KT Rolster. Там же будет играть Ким «Deft» Хйок Гу — полуфиналист чемпионата мира 2014, недавно покинувший Edward Gaming. Одновременно с ними из коллективов Поднебесной ушли Чхве «DanDy» Ин Юй и Джан «MaRin» Гён Хан — чемпион мира-2014 и чемпион мира-2015 соответственно.

Ослабит ли это команды из Поднебесной? Вовсе не факт. Тот же MaRin, близкий к Ли «Faker» Сан-Хёк по талантливости, завершил в составе LGD Gaming летний сплит китайского LPL только на пятом месте.

10 банов на игру

Многие игроки и аналитики не раз отмечали, что в League of Legends нужно расширить количество банов с шести до десяти. Систему не меняли с чемпионата мира-2011, а ведь тогда в игре было 80 чемпионов против нынешних 130. На протяжении года Riot Games сама подмечала,что в будущем может увеличить количество банов до десяти, но точные сроки компания не называла. 

В середине ноября стало известно, что со следующего года сингапурская лига перейдет на систему десяти банов. Эксперты и СМИ полагают, что новшество опробуют в Сингапуре, а затем введут и на остальных турнирах по League of Legends. Сейчас трудно сказать, как это скажется на киберспортивной League of Legends. Некоторые опасаются, что расширение числа банов станет кошмаром для игроков с небольшим набором чемпионов и основательно перетряхнет баланс сил если не в Южной Корее, то уж точно во всем остальном мире.

Валерий Краснослободский

Комментарии