Маргарита «Oyuka» Теплякова: Косплей – это больше не линолеум и веточки

Мир киберспорта не сходится клином на игроках и турнирах. В нем много граней, одна из которых – косплей. Прошли ли те времена, когда кучка странных людей в трико вызывала недоумение? Как живется косплеерам в России? На накопившиеся у imbalance.ru вопросы ответила известная в косплей-кругах Маргарита «Oyuka» Теплякова.

Ты создала агентство для того, чтобы упростить жизнь коллег по лицедейству. Это было так необходимо?

Агентство появилось из-за того, что косплееров приглашали на мероприятия без договорной основы. Ребят часто кидали на деньги или не платили согласно оговоренным условиям. Вот народ и решил систематизировать, так сказать, рабочие процессы, благо многие заказы шли через меня.

После создания агентства тоже было несколько случаев, когда ребят оставляли без денег. Организаторы пропадали со словами «Дайте карточки, мы расплатимся». В итоге потери ребят я оплачивала сама, а с «кидалами» мы расставались. С ними никто не станет теперь работать. Из подопечных моего агентства уж точно.

Вот уже полтора года таких ситуаций не повторяется. Все договоренности выполняются в срок, а деньги переводятся своевременно – все довольны. Мое агентство охватывает Россию, СНГ и немного стран Европы. Постепенно растем, с каждым мероприятием и поездкой обрастая всё новыми связями...

Увидим ли мы агентство в том виде, в каком привыкли видеть модельные? Красивый офис, девочки…

Косплееры не могут постоянно находиться в образе. Было бы немного странно, если та же Аня Эрлстрейм ежедневно вставала, надевала парик Кровавой Рейн, красилась и такая «Сегодня я буду весь день Рейн» выходила на улицу. Ходить в костюме больше двух-трех часов весьма дискомфортно: не только парик жмет. К тому же, офис – это устаревшая штука. Я не вижу смысла снимать площадку, чтобы сидеть там вместе с разряженными девочками и ждать у моря погоды. Я считаю, что людям намного комфортнее работать в той атмосфере, в которой они привыкли.

Одни любят работать из дома, ведь у них, скажем, котики. Котик приходит, ложится на коленки, начинает мурлыкать, и сразу работа идет! Другие в течение дня предпочитают ездить по кафе и с ноутбука работать. Офис – это необоснованная трата денег, ведь мы и так можем дать всю информацию по косплееру в цифровом формате, а не «приезжайте и смотрите на бедного-несчастного, который целый день сидит в костюме на привязи и ждет, чтобы вы его оценили».

Какие компании самые привлекательные для сотрудничества? Производители железа, игроделы или кто-то ещё?

Не могу сказать, что кто-то более или менее выгодный. Многое упирается в то, что с одними весело работать, с другими надо именно работать, а третьи приглашают just for fun. Многим нравится работать с Asus. Косплееры, которые были на их стенде на Игромире рассказывали, что сначала было всё серьезно, а потом начались танцы. Ребята с других стендов, видя своих друзей по косплей-сцене, тоже подходили и начинали танцевать. Все остались довольны: и организаторы, и участники, и гости. Также приятно сотрудничать с G2A. Они любят косплееров и заботятся о них.

Плохие компании встречаются?

Несколько лет назад все думали: «Косплей, пфф, да кому он нужен! Бесплатно всё сделают». Однако в последние годы отношение постоянно изменяется в лучшую сторону, что и понятно. Косплей – это больше не линолеум и веточки, а хорошие костюмы, грим или макияж (в зависимости от образа), ответственность. Так что многие зарубежные компании с любовью относятся к тем, кто приходит делать им праздник. 

Года три назад повсеместно использовались стендовые модели, а теперь они просто раздают листовки, так как косплей – это тренд. Нет рекламы лучше для игр и, скажем, кино, чем поклонники в тематических костюмах. Фанату куда больше запомнится фотография на стенде «Чудо-Женщины» с Чудо-Женщиной, ведь он сфотографируется с любимой героиней, нежели просто клёвой полуобнаженной девушкой и её четвертым размером. Поклонникам всё-таки интереснее воплощение любимых героев.

Первыми несколько лет назад стали использовать косплей в качестве маркетингового инструмента азиаты, потом новинку подхватили в США и Европе, а вот мы… Наши компании слишком медленно реагируют на тренды, предпочитая устаревший подход. Они не понимают большую часть молодой аудитории.

Каковы современные тренды в косплее?

3D-печать набирает обороты. Многие пришли к мысли, что проще сделать модель предмета и «распечатать» её, чем лепить самому. Даже пару лет назад лепка была недешевым делом, а сейчас и подавно. Ныне в Москве хватает ребят, предоставляющих услуги по 3D-печати, но и личный принтер можно себе прикупить, благо цены на них становятся всё ближе к обычным МФУ.

Разумеется, тренд не чисто российский, а всемирный. Многие косплееры в качестве наград за верность «распечатывают» для своих фанатов сувенирчики – мелочь, а приятно. Главное же то, что с появлением 3D-печати крафт в разы упростился. 90% косплея по Overwatch – это распечатанные вещи. Радостно, что больше не нужно мелкие, но важные детали по много часов обтачивать и вырезать – можно просто распечатать.

Насколько выгодно работать косплеером в России?

В России косплей не приносит заработка. Пока у нас косплей на стадии развития, а вот в Японии, Южной Кореи и Китае косплееры вот уже несколько лет работают напрямую с компаниями, которые им ежемесячно платят от 200 долларов или евро до 1500. Просто за то, что косплееры работают на них, размещая, например, логотип у себя на аватарках или стоя на стенде уже даже не в образах, а в цветах компании. Пример тому – Таша и Дорами. Они работают с несколькими изданиями, включая игровые, и во время последней выставки, прошедшей в Кореи, были в отличной форме – проводили разные активности. Помимо этого, они делают эксклюзивные фотосеты.

В Америке у косплееров очень большая поддержка от сообщества. Из-за того, что у них по стране огромное количество мероприятий в год (не мелких, по 10-20 тысяч посетителей, а под 100 и больше), косплееров узнают. Люди им просто шлют деньги, чтобы их любимчик продолжал заниматься косплеем. За счет таких «пожертвований» от $1 до $500 именитые косплееры могут бросить работу и спокойно заниматься любимым делом, путешествую по миру и покрывая все необходимые счета. Фанатскими вливаниями они зарабатывают $2000-3000 ежемесячно. К тому же, не забываем про участие компаний, подобных Blizzard и Riot Games.

У нас, к сожалению, нет гик-культуры в том виде, в котором она существует в тех же США. В России единственные двигатели гик-культуры – это Игромир и КомикКон, мероприятия на европейском уровне. Остальные – попытки зачастую неудачные, а то и страшные. Смотришь фото- и видеоотчеты, а челюсть тем временем летит к земле. Мало того, что уровень не шибко высокий, так ещё и подход… Ты видишь не гик-мероприятие, а пьянку. В Санкт-Петербурге проходил Big Fest, чьи организаторы встречали приглашенных звёзд в лице автора Gravity Falls и популярного косплеера Яю Хан ушанкой и водкой. Фотоотчет о том, как их спаивали – это феерично!

Беседовал Ян Трифонов, imbalance.ru

Комментарии